Тува-молодость древнего края

Тува-молодость древнего края

Мы продолжаем дистанционное знакомство с экспозициями Национального музея и представляем вам произведения искусства первых профессиональных художников и народных мастеров Тувы.

В фондах музея хранятся поистине уникальные произведения искусства первых профессиональных художников, а также народных мастеров-умельцев Тувы, чье творчество пришлось на советский период. Большую часть художественных произведений можно увидеть в рамках персональных временных выставок. Однако некоторые работы советских художников, представлены в постоянной экспозиции «Тува-молодость древнего края» (3 этаж, 3 зал). В первую очередь, это малые скульптуры корифеев камнерезного искусства Тувы: Х.К. Тойбухаа, К.М. Саая, Р.А. Аракчаа, С.Ч. Норбу. (От авт. — о других, не менее известных мастерах камнерезного искусства Тувы, мы будем рассказывать по мере обновления экспозиции).

Тойбухаа Хертек Коштайович (1917-1981 гг.) — один из основоположников современного камнерезного искусства Тувы, заслуженный художник РСФСР (1970), народный художник Тувинской АССР (1977), лауреат Государственных премий Тувинской АССР (1971) и РСФСР им. Е.И. Репина (1972). Ученики Х. Тойбухаа, среди которых были его сыновья Дондук и Александр, стали известными резчиками, членами Союза художников России. Его работы находятся во многих музеях России, а в Национальном музее Тувы хранится более 100 скульптурных произведений мастера.

Первые фигуры мастера, как впрочем, многих начинающих камнерезов, были одиночные и статичные. Однако в конце 1950-х — начале 1960 гг. Х. Тойбухаа начинает усложнять сюжетные постановки. В этот период он создает этнографическую серию из жизни аратов-скотоводов. Примером тому служат композиции «Тува до 1945 г.» (1959 г.), «На санях» (1952 г.). Одной из динамичных и сложных композиций является его работа «Поединок» (1970 г.).

Большой вклад в становление и развитие монументально-декоративного искусства Тувы внес Когел Мижитеевич Саая (род. 1931 г.) — заслуженный художник Тувинской АССР (1991), лауреат Государственной премии РФ (1992), кавалер Ордена Республики (2011). Возродил «забытые» виды тувинского искусства (тиснение по коже, резьба и роспись по дереву, художественная обработка металла), и обучил им своих учеников. По мнению С.К. Ланзы, работы С.М. Когела «…отличаются от изделий других мастеров подчеркнутой экспрессией» [3]. Скульптуры на тему национальных видов спорта и игр: «Лучник» (1966 г.), «Игра в тевек» (1983 г.), «Всадник» (1983 г.), «Борцы» (1986 г.), — представленные на выставке, яркое тому подтверждение.

Удивительна по своей красоте коллекция традиционной тувинской домашней утвари, выполненная Раисой Ажыевной Аракчаа (1925-1990 гг.) — первой женщиной-камнерезом Тувы. Раиса Ажыевна — лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1972 г.), заслуженный художник Тувинской АССР. Одной из первых стала выполнять декоративные вазы для карандашей, сувенирные чашки, ступки, украшенные на крышках головами козерогов, архаров, лошадей, сарлыков и других животных.

«Богатая, неудержимая фантазия отличает работы Хертека Хуна. Пожалуй, из всех тувинских мастеров только он может позволить себе такую смелость в композиции, такую неожиданную новизну ракурсов, такую внутреннюю динамичность…», — писала о мастере С. Червонная, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР. Хертек Хуна Канданович (1930-1977 г.) — член Союза художников СССР (1964). Мы не могли не показать вам камнерезные фигуры его авторства из серии домашние животные: «Детеныши домашних животных» (1972 г.), «Сарлык» (1975 г.). В пластическом изображении «Козел» (1972 г.) стоит отметить умелое сочетание реальной анатомии животного с декоративной стилизацией его рогов.

Еще один интересный стиль на тему повседневных бытовых сцен из жизни тувинцев представлен в работах Салчака Норбу. Обратите внимание на пластические изображения «Пастух с отарой овец» (1960-е гг.) и «Зимовка кочующих аратов» (1960-е гг.). Природные неровности камня становятся естественным ландшафтом в композициях: в первой — это пастбище, на которой пасется стало овец, во второй – гора, которая защищает кочевников от суровых зимних ветров. Еще один интересный прием: мастер показывает скульптуры как бы сверху, изображая жизнь арата–скотовода в единстве с окружающей его природой.

Камнерезные работы дополняют картины. Пейзажная тема и бытовой жанр представлены в работах Н.К. Рушева «Тува. Сенокос» (1947 г.), «Тува. Юрта» (1946 г.), «Тувинцы в национальном костюме» (1947 г.), «Тува» (1946 г.), П. Гуркина «Река Большой Енисей», В.С. Самия «На новом месте» (1985 г.), Г.Л. Торлука «Полевой стан».
Таким образом, в советский период в Туве сформировалось профессиональное изобразительное искусство: всестороннее развитие получила живопись, графика, скульптура и народное прикладное искусство. В произведениях художников находят отражение значимые исторические события Тувы, пейзажи, портреты и современные реалии.
Значительное развитие получила резьба по дереву и камню. Работы тувинских камнерезов становятся широко известными не только в СССР, но и во всем мире. Скульптуру малой пластики на новый уровень подняли народные мастера-умельцы, родоначальники современного камнерезного искусства Х.К. Тойбухаа и М.Х. Черзи. В начале 1960-х гг. возникают кружки камнерезного искусства в пос. Тээли (руководитель Х.К. Тойбухаа), в с. Ак-Дуруг Улуг-Хемского района (руководитель М.Х. Черзи).

Многие талантливые молодые художники в советский период получают профессиональное художественное образование. В эти годы проводятся тематические, персональные и групповые вернисажи, республиканские выставки. Ведущие художники и камнерезы активно принимали участие на зональных выставках, всероссийских и всесоюзных смотрах. Весной 1965 г. на первом учредительном съезде художников Тувы формируется отделение Союза художников РСФСР, укрепляются культурные связи с другими регионами Сибири и России.
Многогранное, яркое и самобытное творчество тувинских художников камнерезов внесло значительный вклад в развитие российский художественной культуры.

Список использованной литературы и источников:
1. История Тувы: в 3 т. — Т III / Под общ. Ред. Н.М. Моллерова.— Новосибирск: Наука, 2016. – 455 с.
2. Каталог республиканской художественной выставки, посвященной 40-летию Великой Победы. – Кызыл, 1985. – 29 с.
3. Каталог Тувинской республиканской выставки работ художников и мастеров прикладного искусства. – Кызыл, 1967. – С.34.
4. Каталог Тувинской республиканской выставки работ художников и мастеров прикладного искусства. – Кызыл, 1970. – 71 с.
5. Оюн Д.И. Саая Когел восстанавливает старинный буддийский храм в Бай-Тайге// ttps://www.tuva.asia/news/tuva/5057-kogel-huree.html
6. Хертек А.С. В Национальном музее открылась выставка Хертека Тойбухаа // https://www.tuva.asia/news/tuva/4395-toybuhaa.html

Все картины и скульптуры малой формы из фондов Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Светлана Тулуш, отдел истории

#культурноенаследиетувы #музейнаядеятельность