История одного предмета. Оружейный замок как произведение искусства

История одного предмета. Оружейный замок как произведение искусства

В честь 90-летнего юбилея музея мы продолжаем вам рассказывать об уникальных экспонатах. На сей раз, мы решили поискать интересные предметы в оружейном хранилище. Ведь во все времена оружие пытались сделать не только функциональным, но и красивым. В поисках раритета мы обнаружили небольшой фрагмент ружья – часть ложи с оружейным замком. Присмотревшись поближе к замку, мы были удивлены и восхищены тончайшей работой неизвестного нам мастера-оружейника. Данный фрагмент уникален еще и тем, что является единственным образцом оружия с колесцовым типом замка, хранящимся в фондах Национального музея Тувы,

К сожалению, историю поступления этого предмета в музейных документах найти не удалось. Тем не менее, шифр КП 1885 (КП — Книга Поступлений № 1, в ней зарегистрированы первые экспонаты музея с №№ 1 по 2857) дает нам основание полагать, что данный предмет поступил вместе с образцами старинного оружия в результате научной командировки первого директора В.П. Ермолаева в музеи Москвы и Ленинграда в 1930 г.

Описание

Данный предмет представляет собой часть ложи с колесцовым замком. Оружейный замок вмонтирован с правой стороны ложи. Под запальным отверстием закреплена пороховая полка. Кремень утрачен. Колесцовый замок – распространённый в XV-XVII вв. механизм огнестрельного оружия, в котором необходимая для воспламенения порохового заряда искра высекается с помощью вращающегося колёсика с насечкой.

Издавна каждый мастер старался сделать свое оружие уникальным, и украшал его так, что зачастую оно становилось произведением искусства. Обратите внимание на замочную доску. Здесь изображена сцена охоты: собака загоняет оленя к охотнику, в то время как охотник с ружьем производит выстрел. Действие происходит на опушке леса: вокруг изображены небольшие холмы, кустарники и деревья.

Курок, курковая пружина, пороховая полка и крышка декорированы стилизованным растительным орнаментом. На колесике — накладка из желтого металла с объемными фигурами обнаженных людей, стоящими друг напротив друга. Каждый  человек одной рукой держит туловище дракона, изрыгающего из пасти пламя. Между колесом и курком закреплена накладка из желтого металла с объемным изображением сцены терзания человека и хищного животного. На курковой пружине между 2-мя винтами – накладка из желтого металла с объёмным изображением женского человеческого лица. От нижнего винта пружины отходит кончик копья.

В результате исследования в 2014 году экспертом было дано заключение о невозможности определения данной модели оружия. Мы же предположим, что данный замок являлся фрагментом охотничьей аркебузы (ружье) на птиц с колесцовым замком – чинки.

Из истории. Чинка – охотничья аркебуза на птиц. Сугубо для охоты такое ружье впервые было создано в Силезии оружейниками города Тешена. Большинство чинок были нарезными, их могли себе позволить только богатые классы. Именно поэтому они хорошо отделывались и покрывались резьбой и гравировкой. Чинки отличались конструкцией замка и коротким прикладом, в шейке круто опускавшимся вниз. Распространение чинок падает на две последние трети ХVII века, хотя появились они немного раньше. В основном их использовали в немецких и прибалтийских землях, а также в Австрии, Чехии, Богемии. В России это оружие не изготовляли, однако на охоте применяли. Русские князья и бояре привозили себе чинки из-за границы, о чем говорят сохранившиеся экземпляры в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля. В России аналогом чинок являлись нарезные «птичьи» пищали калибром 6-8 мм. Эти пищали выдавались егерям во время соколиных охот при Алексее Михайловиче в середине  ХVII века. В начале XVIII веков колесцовый замок был повсеместно вытеснен более дешёвым и удобным кремнёвым ударным замком.

Тулуш С.С., отдел истории