К 100-летию Николая Рушева

К 100-летию Николая Рушева

размещено в: Живопись и графика | 0

Коллекция живописных и графических работ Николая Рушева в фондах Национального музея РТ

В 2018 г. общественность Тувы будет отмечать знаменательный юбилей – 100-летие со дня рождения театрального художника Николая Константиновича Рушева, который внес вклад в становление и развитие тувинского театрального и художественного искусства.
Н.К. Рушев родился 12 июня 1918 г. в Тамбове в музыкальной семье: отец был оперным певцом, мать – пианисткой. В 1920-е годы семья переезжает в Москву, где Николай окончил школу и поступил на художественный факультет Московского текстильного института. В 1941-1943 гг. он был эвакуирован в г. Бугуруслан Оренбургской области, где работал художником-постановщиком в городском театре. Возвратившись 1944 в г. в Москву, Николай Рушев работал в Малом театре.
Николай Рушев приехал в Туву в августе 1945 г., когда молодое самостоятельное государство Тувинская Народная Республика вошла в состав Советского Союза на правах автономной области РСФСР. Он был командирован Министерством культуры РСФСР главным художником в Тувинский областной муздрамтеатр.
Молодой художник оформлял многие, ставшие теперь классикой тувинского театра, спектакли, такие как «Хайыраан бот», «Донгур-оол», «Бедность не порок», «Лекарь поневоле», большие концертные программы – «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Вальпургиева ночь» Гуно и др. По воспоминаниям тувинских артистов того времени, таких ярко характерных и современных оформлений спектаклей до Н. Рушева не было. Весь состав театра просто оживился, потому что музыка, декорации, костюмы были прекрасны и вдохновляли артистов.
Работая в Тувинском театре, он создал целую галерею портретов артистов, стоявших у истоков становления и развития национального театрального искусства: Максима и Кара-кыс Мунзуков, Николая Олзей-оола, Константина Тамдына, Сайхоо Монгуш, Александра Тавакая и многих других. Убедительно отображены характерные черты облика современников художника, их яркие образы легко узнаваемы. Кроме портретного жанра, особое место в творчестве Н.К. Рушева занимают пейзажные картины.
Основной темой живописных работ художника являются люди, их труд, природа, животные. Его пейзажи, этюды, зарисовки с чабанскими стоянками, юртами гармонично сочетаются с природой, окружающей действительностью. Молодого специалиста интересовало буквально все: как живут люди, чем занимаются, их быт и обычаи. Многочисленные пейзажные зарисовки Тувы и зарисовки национальных орнаментов привлекают стремлением художника отразить на листах новый и ставший дорогим для него край – Туву.
В Туве молодой художник встретил свою вторую половину – Наталью Ажикмаа, одну из первых тувинских профессиональных балерин, которая стала его верной спутницей на всю жизнь. В этом счастливом союзе родилась дочь Надя Рушева, ставшая впоследствии известной художницей-графиком, поразившей мир своим уникальным творчеством.
В фондах Национального музея Республики Тыва хранятся более 700 работ Николая Рушева. Среди них – живописные полотна, оригинальные графические серии работ «Тува» (1945-1947 гг.), «Средняя Азия» (1947-1949 гг.), «Крым», «Древние города России», «Монголия», декорации и эскизы костюмов к спектаклям, иллюстрации к книжным изданиям.
В честь 100-летнего юбилея со дня рождения Николая Константиновича Рушева Национальный музей РТ запланировал в 2018 г. организацию выставки его работ, на которой посетители смогут познакомиться с многогранным творчеством художника.
В честь этого юбилея отдел фондов музея в течение года также планирует знакомить посетителей музейного сайта с творчеством художника, выкладывая информацию о его работах, хранящихся в запасниках музея.

Ооржак Вероника, ответственный хранитель фонда «Живопись и графика»,
Нурзат Урана, зав. отделом фондов.

Рушев Н.К. Весенний вид на реку Каа-Хем (пейзаж). 1946 г.
Холст, масло. 60х67 см.

На переднем фоне картины изображена узкая протока, в воде которой отражаются растущие по берегу деревья. Местами на земле лежит подтаявший снег. Дальше, за деревьями, виднеется лента скованной льдом реки Каа-Хем, местами на ней видны открытые ото льда забереги. Вдали, вдоль реки, виднеются голубые хребты гор, над которыми синеет чистое небо.

 

 

 

 

 
Рушев Н.К. Портрет жены художника – одной из первых тувинских балерин Натальи Ажыкмаа. 1946 г.
Холст, масло. 82х51 см

На полотне художник изобразил свою жену, одну из первых тувинских профессиональных балерин Наталью Дойдаловну Ажыкмаа. Она изображена стоя (по бедра), ее взгляд направлен чуть в сторону. Темные пышные волосы до плеч уложены в прическу, в которую закреплены небольшие розовые цветы. В уши вдеты длинные висячие серьги с красными камнями (коралл) в нижней части. Балерина одета в белое платье в национальном стиле, подвязанное поясом с изображением зеленого растительного рисунка. В руках она держит тувинский музыкальный инструмент – лимби (типа флейты) светло-коричневого цвета. Фон картины синего цвета.

 

 

 

 

 

 

Рушев Н.К. Тувинский натюрморт. 1948 г.
Холст, масло. 69х78 см

На картине изображены различные предметы повседневного быта тувинцев. В центре картины – на краю квадратного коврика, украшенного орнаментом, стоит медный ритуальный (буддийский) чайник с крышкой «бумба», рядом с ним (на углу коврика) поставлено металлическое ведерко (демир хууң) с ручками по бокам в виде металлических колец. Из ведерка свисает и стелется по полу разноцветный платок. Перед ведерком, также на краю коврика, стоит деревянная пиала (ыяш аяк), вырезанная из корневой части дерева. К краю пиалы прислонена тувинская курительная трубка (даңза). С правой стороны на фоне красной ткани с рисунком изображена большая деревянная тарелка темно-коричневого цвета, которая прислонена к стене. В левом верхнем углу картины изображены висящими на стене (на одном гвозде) маленькое берестяное ведерко (тос хууң) и кожаная фляжка (көгээржик).
Рушев Н.К. Тувинцы в национальной одежде. 1947 г.
Картон, масло. 23х35 см

На переднем плане картины изображены тувинцы в национальной одежде (тон). Женщины – в шубах, крытых яркими цветными тканями, мужчины – в белых меховых шубах мехом внутрь (негей тон). Они стоят посередине улицы, скорее всего, города Кызыла – столицы Тувы. Уходящая вдаль улица, дома по обеим ее сторонам, горы на заднем плане – все в снегу. По обеим сторонам улицы стоят столбы с электропроводами. Вдали улицы видны нечеткие силуэты людей.
Молодая девушка изображена в шубе, крытой тканью розового цвета, опоясана зеленым поясом, на ногах белые валенки, из-под шапки свисают две косы. Она держит руки, скрестив впереди. Рядом с ней, бок о бок, стоит пожилая женщина в шубе, крытой синей тканью, хорошо виден характерный боковой ступенчатый вырез тон. На голове у нее одета национальная шапка красного цвета. Справа от них, упершись одной рукой в бок, стоит молодой человек. На голове его одета национальная шапка желтого цвета. На ногах сапоги. Перед молодой женщиной спиной к зрителю стоит мужчина в красной национальной шапке, он держит руки, скрестив их сзади. За группой беседующих людей виден сидящий на коне мужчина, внимательно наблюдающий за ними. Все мужчины одеты в национальные сапоги с поднятым носком.

Рушев Н.К. Тува. 1946 г.
Картон, масло. 16х40 см

На картине изображен, скорее всего, рынок, где араты предлагают сельскохозяйственный товар. Изображены корова, лошадь с всадником, верблюд, овцы. Араты изображены в национальных халатах (тон), на головах некоторых мужчин – шляпы. На заднем плане видны дома за заборами на фоне гор.