Рубрика «История одного предмета»

Рубрика «История одного предмета»

  Многие музейные предметы, хранящиеся в фондах музея, имеют свою интересную легенду. Сегодня мы расскажем о двух керамических заварочных чайниках, находящиеся в фондохранилище «Этнография: ткань, кожа).

Они изготовлены на одном предприятии, судя по клейму на донышке, в Первомайском фарфоровом заводе п. Песочное Рыбинского района Ярославской области. Надо отметить, что изображение маркировки у них разное. Это зависело от периода выпуска продукции. Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годы. Изображения наносились только надглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции (высший обозначался красным, 1 с. – синим, 2 с – зеленым, 3 с. – коричневым).

История фарфорового предприятия началось с момента основания, в 1884 г., купцом П.А. Никитиным в поселке Песочное Ярославской губернии, под названием «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске». В 1886 фабрика была продана торговому дому «Карякин и Рахманов». В 1894 г. была приобретена товариществом М.С. Кузнецова, который выпускал прекрасную фарфоровую посуду не только для России, так и для восточных стран. При советской власти он был национализирован. Примечательно, что в 1936 г. на Первомайском фарфоровом заводе была создана художественная лаборатория, где в разные годы работали такие художники, как М.Ф.Паламарчук, И.И.Гончаренко, Д.Э.Клювгант, В.С.Губанов, Н.Г.Леонтьева, Л.М.Горбунова и Ю.Н.Горбунов, скульпторы В.А.Шестопалов и Ю.М.Львов. В 1960-1980-е гг. завод не раз принимал участие во всесоюзных, республиканских и международных выставках, где его продукция получала высокую оценку. После перестройки, в 90-е годы, завод продолжал работать и производил большое количество продукции, особенно на экспорт. Однако постепенно у завода начались экономические проблемы, что привело к прекращению производства в 2013 г. В настоящее время входит в московский холдинг «ИИС-Посуда».

Рассмотрим по хронологии поступления. В 1983 г. заварочный чайник вместе с другими предметами передан в музей в качестве сбора отделом периода ТНР от владельца Степана Григорьевича Терских. По описанию чайник заварочный украшен цветами и листьями на белом фоне. Тулово шарообразной формы. Дно (основание или поддон) круглое, слегка вогнутое. Ножка короткая кольцевая. Ручка ушкообразная, плоская, гладкая в местах прикрепления к тулову. Носик — вылив цилиндрической формы, которая сужается в сторону отверстия. Крышка круглая, слегка выпуклая, в своей верхней части с каплевидным навершием-хватком. Внутри крышки внизу имеется круглая выпуклость, которая вплотную прилегает к верхнему краю тулова. На крышке круглое сквозное отверстие. Декор нанесен по всему тулова с двух сторон. По центру большой цветок гвоздики и три маленькие по бокам, а также и листья, которые соединяются стеблем. Декор на крышке – это две маленькие гвоздики на витом стебле, где расположены листья, соединяющие круг. Основные цвета росписи – гвоздика светло-вишневого цвета, стебли и листья темно-зеленого и светло-зеленого цветов. По середине носика имеется золотая полоска с расширением к месту прикрепления носика к тулову. Отделка золотом — хваток, по краю носика – отводка золотом. Посередине ручки декор позолочной лентой. Ручка и носик белого цвета.

Второй заварочный чайник поступил в комплекте сервизного набора в 1995 г. Собственником являлся сотрудник музея Анатолий Степанович Комбу (с 2001-2008 гг. занимал должность директора НМРТ, Заслуженный работник культуры Республики Тыва). Тулово шарообразной формы. Дно (основание) круглое, слегка вогнутое. Ручка ушкообразная, плоская, гладкая в местах прикрепления к тулову. Носик — вылив цилиндрической формы, которое сужается в сторону отверстия. Крышка круглая, слегка выпуклая в своей верхней части с каплевидным навершием-хватком. На крышке круглое сквозное отверстие. Декор (с двух сторон на тулове) – с одной стороны по центру свисающая гроздь винограда. По краям и внизу за виноградом имеются большие листья, два которых связываются большим стеблем. Также расположены 6 больших и 7 малых роз с соединяющими разветвлёнными стеблями и многочисленные маленькие листья. Основные цвета: виноград синий черным оттенком, большие листья салатового цвета, розы бордового, маленькие листья и стебли зеленого и черного цветов. Напротив (с другой стороны) тулово по центру изображен пейзаж: солнце, горы и трава (земля) в стилизованном стиле. Внизу большими заглавными буквами надпись «ТЫВА». Основные цвета: оранжевый, белый, синий и зеленый. На краю тулово вверху – отводка зеленого цвета, прямой круглой линией. На крышке в верхней части – отводка зеленого цвета, прямой круглой линией.

Историческая значимость предмета в том, что данная посуда была заказана в честь 50-летнего вхождения Тувы в состав России в 1994 г. на Первомайском фарфоровом заводе. Настоящее время официально предприятие не функционирует, а изделия, изготовленные в нем, являются раритетными. Единичные образцы хранятся и в Национальном музее Республики Тыва, как и в музеях Рыбинска и Ярославля.

Материал подготовлен: Дыртык-оол М.О. – с.н.с. отдела истории.

Источники:
1. Завод (Песочное): клейма, история, предметы. [электронный ресурс] // URL: https://pogorelovs.ru/sovetskiy-farfor/sovetskiy-farf..
2. Фарфор СССР: клейма ведущих заводов
[электронный ресурс] // URL: https://yacollectioner.ru/farfor-sssr-klejma-vedushhi.. (Дата обращения 21.10.2020)